АЛСН

Скачать инструкция о порядке пользования АЛСН № ЦТ-ЦШ-889

Устройства автоматической локомотивной сигнализации с непрерывным автостопом применяются в эксплуатации только на участках с автоблокировкой, где имеются электрические рельсовые цепи.

Устройство АЛСН включают в себя путевые и локомотивные устройства

Путевые устройства

  1. Рельсовая цепь,(РЦ)
  2. Дроссель трансформатор
  3. Изолированный стык
  4. Путевой светофор
  5. Кодовый путевой трансмиттер (КПТ)
  6. Кабельная муфта

К локомотивным устройствам АЛСН относятся

  1. Усилитель  (УК-25/5) усиливает мощность принятых импульсов, по- ступающих от приемных катушек, преобразует переменный импульсный ток в постоянный и посылает его в дешифратор;
  2. Дешифратор  (ДСКВ-1) – расшифровывает импульсный код, вклю- чает на локомотивном светофоре соответствующий сигнальный огонь и управляет работой электропневматического клапана автостопа и ре- гистрирующей системой скоростемера
  3. Фильтр
  4. Приемные катушки (2шт) — последовательно соединенные, принимают кодовые импульсы от рельсовой цепи и передают их на усилитель; применяются два типа катушек с разными электрическими характеристиками: для тепловозов (вес около 250 кН) и для всех остальных локомотивов (вес 450 кН). По месту крепления оба типа катушек невзаимозаменяемые
  5. Локомотивный светофор — дублирует показания путевых светофоров
  6. электропневматический клапан  (ЭПК) – выполняет экстренное тор- можение по команде устройства АЛСН
  7. Локомотивный скоростемер  – обеспечивает действие автостопа в случаях превышения контролируемых скоростей, со- ответствующих красному и желтому с красным огням, а также регистрирует на скоростемерной ленте показания сигнальных значений локомотивного светофора и включения ЭПК
  8. Рукоятка бдительности  (РБ-70) – служит для подтверждения машинистом своей бдительности и предупреждения принудительного торможения, вызываемого автостопом
  9. Генератор тока управления — питает электроэнергией цепи АЛСН
  10. Переключатель направления – осуществляет переключение устройств АЛСН для работы на первую или вторую кабину управления локомотивом.

В общем ящике установлены дешифратор, усилитель, фильтр на ВЛ11 установлен за ВВК (Высоковольтной камерой). Локомотивные устройства делятся на основные и дополнительные.

Основные

  • АЛСН
  • КЛУБ
  • КЛУБ-У
  • БЛОК

Дополнительные (Атостопами Контролирующие бдительность машиниста)

  • Л-143 — блок световой сигнализации при движении к запрещающему сигналу
  • Л-168 — блок контроля самопроизвольного трогания поезда
  • УКБМ — устройство контроля бдительности машиниста
  • Л77  и   блок   световой сигнализации на базе Л77 — Л159;
  •  Л132 — устройство «Дозор»
  • Л116 Л116У —   устройство контроля   бдительности   в  системе  АЛСН предназначено в основном для маневровых локомотивах.
  • САУТ-Ц — Система автоматического управления тормозами
  • САУТ-ЦМ/485 Система автоматического управления тормозами
  • ТСКБМ- Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста
  • КОН

Кодирование рельсовой цепи РЦ

Передача сигналов с пути на локомотив осуществляется посредством непрерывной индуктивной связи локомотивного приемника (приемных катушек) с рельсовыми цепями (путевыми передатчиками), по которым от каждого путевого светофора навстречу поезду подается переменный кодированный ток. Для передачи на локомотив нескольких сигнальных показаний используется числовой код, применяемый в системе кодовой числовой блокировки.

Коды локомотивной сигнализации — представляют собой периодически повторяющиеся комбинации импульсов тока.Непрерывно следующие серии таких импульсов называют кодовым или кодированным током. Коды локомотивной сигнализации отличаются числом импульсов в цикле и поэтому называются числовыми. Зеленому огню соответствуют три импульса, отделенные от трех импульсов следующего цикла длинным интервалом; желтому – два импульса; желтому с красным – один импульс

АЛСН

Сигнальные показания локомотивного светофора имеют следующие значения

  1. Зеленый огонь (З) – путь свободен; на путевом светофоре зеленый огонь;
  2. желтый огонь (Ж) – разрешается движение с ограниченной скоростью, на путевом светофоре желтый огонь;
  3. желтый огонь с красным (КЖ) – разрешается движение с готовностью принять меры к торможению и остановке поезда; на путевом светофоре красный огонь;
  4. красный огонь (К) — сигнал, запрещающий движение; появляется после проезда закрытого путевого светофора;
  5. белый огонь (Б) — показания путевых сигналов на локомотивный светофор не подаются; необходимо руководствоваться сигналами путевых светофоров.

Кодовые токи образуют вокруг каждого рельса переменное магнитное поле, на которое реагируют приемные катушки, подвешенные на локомотив. Индуктированные в приемных катушках и усиленные в усилителе им-пульсы ЭДС приводят в действие дешифрирующее устройство. Последнее включает на локомотивном светофоре соответствующий сигнальный огонь, повторяющий показание путевого светофора.

Кодирование рельсовой цепи при трехзначной автоблокировке

Кодирование рельсовой цепи при трех значной автоблокирвке

Устройство АЛСН работает на участках электротяги на постоянном токе с частотой сигналов 50 Гц и переменном токе с частотой сигналов 25 и    75 Гц. При работе на участках постоянного тока должен включаться тумблер “фильтр автостопа”, на переменном токе он выключается.

Для включения АЛСН необходимо

  1. Убедиться, что давление воздуха в главных резервуарах не менее 7кгс/кв.см,   краны,   соединяющие  ЭПК  с  тормозной  и  напорной магистралями,  находятся в открытом положении,  на  разобщительный кран   тормозной  магистрали  ЭПК  надет  фиксатор  его  открытого положения (кроме МВПС), ключ в замке ЭПК повернут в крайнее правое положение;
  2. Нажать на рукоятку бдительности РБ
  3. Затем, переключатель частоты поставить в соответствующее положение (25, 75 или 50 Гц);
  4. Проверить регистрацию включений АЛСН по ленте скоростемера.
  5. На кодированных участках тумблер ДЗ ставят в положение с “АЛСН”, ключ вставляют в замок ЭПК и поворачивают до упора вправо.Затем, тумблером ВК включают питание, ключ ЭПК поворачивают влево и вынимают или оставляют в замке. После свистка ЭПК необходимо нажать на рукоятку бдительности, при этом звук свистка должен прекратиться и должна загореться красная лампа. На участках постоянного тока тумблер ВК включают, а на участках переменного тока выключают.

При въезде локомотива на блок-участок первой колесной парой замыкается рельсовая цепь, и автоматически начинает работать трансмиттер. Протекание в рельсах импульсов переменного тока частотой 50 Гц сопровождается образованием вокруг рельсов переменного магнитного поля, в котором перемещаются приемные катушки локомотива, подвешенные перед первой колесной парой по две с каждой стороны. Магнитные линии этого поля, пересекая витки приемных катушек,  наводят  в  них  ЭДС 0,8 ± 0,05 В. Так как катушки соединены последовательно, ЭДС обеих катушек складываются. Под действием ЭДС в приемных катушках циркулирует ток, который соответствует коду в рельсах. Из приемных катушек  он поступает в усилитель , где мощность принятых импульсов усиливается примерно в 10 000 раз и преобразуется в импульсный постоянный ток. На выходе усилителя включено импульсное реле , работающее в такт с по- ступающими на локомотив импульсами кодового тока. При поступлении импульса реле притягивает якорь, а в интервалах — отпускает его. Импульсное реле, повторяя код, посылает его в дешифратор как за- шифрованное показание сигнала.

Код расшифровывается дешифратором 2, состоящим из реле-счетчиков  и сигнальных реле  (ЭР. ЖР, КЖР). Реле-счетчики ведут отсчет поступающих импульсов. Сигнальные реле своей контактной системой создают соответствующие цепи питания сигнальных ламп локомотивного светофора и управляют контактно-регистрирующим устройством скоростемера и работой электропневматического клапана автостопа.

Пример

На путевом светофоре горит зеленый огонь, то в кодовый цикл поступают три импульса и последовательно возбуждаются реле-счетчики: первое, второе и третье. Это приводит к срабатыванию сигнальных реле, которые включают зеленый сигнал на локомотивном светофоре.

При въезде на блок-участок с желтым сигналом на локомотив поступит кодовый цикл, со- стоящий из двух импульсов, а при въезде на блок-участок с красным сигналом – из одного импульса, при котором срабатывает только первый реле-счетчик и возбуждается реле желто-красного огня, включающее на локомотивном светофоре желтый с красным сигнал.

Одновременно обесточивается катушка электромагнитного вентиля электропневматического клапана автостопа 9, и появляется звуковой сигнал, который звучит в течение 7…8 с. До истечения этого времени машинист обязан нажать рукоятку бдительности  и, тем самым, восстановить  цепь  питания  катушки ЭПК, а также прекратить звучание свистка.

При въезде локомотива на некодированный участок в дешифраторе обесточивается так называемое реле присутствия кодов, которое, создавая своими контактами определенные цепи питания сигнальных реле, обеспечивает зажигание белого огня на локомотивном светофоре после зеленого или желтого и зажигание красного огня после желтого с красным.

На некодированном участке устройства АЛСН начинают работать в режиме периодической проверки бдительности машиниста. Наличие белого огня на локомотивном светофоре позволяет машинисту заменить малую периодичность подачи звуковых сигналов с интервалами в 15…20 с на большую с интервалами в 60…90 с переключением тумблера ДЗ в положение без “АЛСН”.

Для повышения эффективности устройства, с целью обеспечения безопасности движения поездов, в систему автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия введен в качестве дополнительного узла скоростемер ЗСЛ-2М, а сама система приспособлена для использования ее на некодированных участках в режиме периодической проверки бдительности машиниста.

Для сокращения тормозного пути при срабатывании электропневматического клапана автостопа предусмотрено промежуточное реле Р1, которое обеспечивает отключение тяговых двигателей, включение в действие электропневматических тормозов в пассажирских поездах и подачу песка под колеса локомотива. Автостоп включается в цепь управления тягой контактами К ключа ЭПК.

Кодовые токи образуют вокруг каждого рельса переменное магнитное поле, на которое реагируют приемные катушки, подвешенные на локомотив. Индуктированные в приемных катушках и усиленные в усилителе им-пульсы ЭДС приводят в действие дешифрирующее устройство. Последнее включает на локомотивном светофоре соответствующий сигнальный огонь, повторяющий показание путевого светофора.

Функции АЛСН

  1. АЛСН обеспечивает непрерывную передачу кодов с рельсовой цепи на локомотивные устройства АЛС
  2. Однократная проверка бдительности (ОПБ) машиниста при смене показаний с разрешающего на более запрещающий кроме смены на зеленый.
  3. Переодическая проверка бдительности машиниста При Ж(желтый),КЖ(желто-красный),К(красный) =30 — 40 секунд,  Б(белый)=60-90 секунд, З(Зеленый) — нет. АЛСН+УКБМ, Ж,КЖ,К КЖ+Б = 20-30 секунд, При Б=70-90, При Зеленом = 90-120 с.
  4. Не включении тяги при отключенном АЛСН
  5. Контроль от самопроизвольного ухода движения в сторону противоположную положения реверсивной рукоятке, при скорости более 10 км/ч для 3СЛ2М и 2 км/ч электронных скоростимеров.
  6. Возможность смены несущей частоты канала АЛСН
  7. Возможность перевода красного огня на белый, одновременным нажатием кнопки ВК и РБ
  8. Контроль максимально допустимой скорости движения КЖ-60 км/ч, К-20 км/ч.
  9. Автостопное торможение при превышении скорости или не подтверждение бдительности

Алгоритм работы дешифратора

  1. При потери кодов в Рельсовой цепи (РЦ) с зеленого или желтого огня задается белый сигнал на локомотивном светофоре
  2. При потери кодов с КЖ огня задается красный
  3. При наложении кодов от разных КПТ, дешефратор отрабатывает потерю кодов (полную)