САУТ

Назначение системы САУТ, и какие функции она обеспечивает.

САУТ – система автоматического управления торможением поезда. Является дополнительной системой безопасности к АЛСН или КЛУБ-У. САУТ входит в состав БЛОК, как подсистема.

Назначение САУТ:

  1. Повышает безопасность движения путем контроля скорости при всех огнях локомотивного светофора (АЛСН осуществляла контроль только при КЖ и К), а также автоматической остановки поезда перед запрещающим сигналом в точке прицельной остановки (ТПО).

Примечание: Точка прицельной остановки расположена на расстоянии 75 м на перегоне, 50 м на станции для точного маршрута и до 250 м  для группового маршрута перед светофором, с точностью (+10 – минус 100) м. Величина со знаком «+» – остановка за точкой прицельной остановки, со знаком «–» остановка перед точкой прицельной остановки.

  1. Повышает пропускную способность участков путем информирования машиниста о расстоянии до путевого светофора S, м (расстоянии до ТПО). В результате при следовании поездов друг за другом по сигналам – повышается средняя скорость движения.
  2. Улучшает условия труда локомотивных бригад, т.к. дополнительная информация о расстоянии до сигнала и об установленной скорости снижает психологическую нагрузку.

 

Основные функции САУТ

В случае превышения допустимой (программной) скорости на 1-2 км/час – САУТ производит отключение тяги и служебное торможение через приставку к крану машиниста или через блок управления ЭПТ. При превышении на 5-7 км/час – экстренное торможение через ЭПК автостопа. САУТ обеспечивает остановку поезда  перед запрещающим светофором.

САУТ производит дополнительные проверки бдительности по речевым сообщениям синтезатора речи – все сообщения, начинающиеся со слова «Внимание» (например «Внимание, начало движения», «Внимание, впереди переезд» и др.) необходимо подтверждать нажатием РБ.

САУТ осуществляет контроль скатывания (инструкция Л230, приложение 10) —

3.1.2. При начале движения в режиме выбега при любом огне локомотивного светофора (блока индикации) производится однократная проверка бдительности, при этом САУТ-ЦМ/485 выдает сообщение: «Внимание! Начало движения!».

После речевого сообщения «Внимание! Начало движения!», необходимо подтвердить бдительность нажатием рукоятки бдительности (РБ). Если РБ не будет нажата, через (5±3) с САУТ-ЦМ/485 произведет служебное торможение.

3.1.3. В случае остановки локомотива после самопроизвольного движения (скатывания) для отмены торможения, реализованного САУТ-ЦМ/485, необходимо последовательно нажать РБ и кнопку «ОС» на ПУ(пульте управления).

3.1.4. При начале движения в режиме тяги однократная проверка бдительности не производится.

САУТ осуществляет контроль исправности ДПС (датчиков пути и скорости) – ( пункт 3.1.5., Приложение 10) «При наличии сигнала «ТЯГА», поступающего в САУТ-ЦМ/485 и нулевой фактической скорости, через (80±10) с производится снятие напряжения с ЭПК.

На данный момент в основном используется модификация САУТ-ЦМ485. Буква Ц – означает централизованное размещение путевых генераторов САУТ вблизи станции: у предвходных, входных, маршрутных, выходных светофоров (у проходных светофоров генераторов САУТ нет). Буква М – означает, что САУТ микропроцессорного исполнения, то есть его можно программировать (устанавливать базу данных для участка – скорости, длины блок-участков, профиль пути). 485 – означает стандарт внутренней линии связи между элементами САУТ (RS-485 рекомендованный стандарт). САУТ-ЦМ485 привязывает свою базу данных к сигналам путевых генераторов. По этим сигналам определяется расстояние до путевого светофора, установленная скорость и величина уклона (подъём или спуск). При отсутствии этой информации (нет базы данных или нет сигналов путевых генераторов) САУТ будет снижать скорость поезда в соответствии с показанием локомотивного светофора по кривой (номограмме) служебного торможения. При этом на ленте или файле регистрации не будет отметок о проследовании путевых светофоров на линии САУТ.

 

 

 

Что такое программная скорость САУТ. Какие факторы влияют на нее.

Программная скорость САУТ рассчитывается блоком электроники и коммутации БЭК и отображается на пульте машиниста ПМ, как Vдоп, км/час. САУТ контролирует её превышение с помощью своих управляющих функций.

На программную скорость САУТ влияют следующие факторы:

  1. — конструкционная (максимальная) скорость локомотива — при отсутствии сигналов путевых генераторов и зеленом сигнале локомотивного светофора;
  2. — показание локомотивного светофора (при отсутствии сигналов путевых генераторов – снижение скорости происходит по кривой служебного торможения);
  3. — расстояние до точки прицельной остановки S, м;
  4. — нажатие кнопок на пульте управления ПУ (ОС, Подтяг, Отправ, К20);
  5. — установленная скорость для данного участка пути, которая внесена в локомотивную базу путевых параметров ЛБПП (при наличии сигналов путевых генераторов);
  6. — уклон на текущем блок-участке (при наличии сигналов путевых генераторов);

 

  1. — давление в УР – при торможении выполненном машинистом, САУТ повышает Vдоп, создавая запас скорости;

 

 

 

  1. — тормозной коэффициент, рассчитанный САУТ при последнем торможении.