Техническое обслуживание ударно-тяговых приборов в объеме ТО-1

Техническое обслуживание АВТОСЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА

Из ПТЭ

Железнодорожный подвижной состав должен быть оборудован автосцепкой.

Высота оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов должна быть:

  • у локомотивов, пассажирских и грузовых порожних вагонов — не более 1080 мм;
  • у локомотивов и пассажирских вагонов с людьми — не менее 980 мм;
  • у грузовых вагонов (груженых) — не менее 950 мм;
  • у специального подвижного состава:
  • в порожнем состоянии — не более 1080 мм;
  • в груженом — не менее 980 мм.

Для железнодорожного подвижного состава, выпускаемого из ремонта, высота оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов должна соответствовать нормам и правилам и обеспечена в эксплуатации при наибольших износах и нагрузках.

Разница по высоте между продольными осями автосцепок допускается не более:

  • в грузовом поезде — 100 мм;
  • между локомотивом и первым груженым вагоном грузового поезда — 110 мм;
  • в пассажирском поезде, следующем со скоростью до 120 км/ч, — 70 мм;
  • в пассажирском поезде, следующем со скоростью 121 — 140 км/ч, — 50 мм;
  • между локомотивом и первым вагоном пассажирского поезда — 100 мм;
  • между локомотивом и подвижными единицами специального подвижного состава — 100 мм.

Автосцепка пассажирских вагонов должна иметь ограничители вертикальных перемещений.

  • Проверить отсутствие трещин в деталях автосцепного устройства.
  • Проверить состояние и крепление поддерживающей плиты.
  • Плита должна быть закреплена болтами с зашплинтованными гайками, не иметь прогибов и трещин.

Также необходимо проверить состояние:

  • крепления валика подъемника, которое должно быть типовым. Шайбы, находящиеся под головкой болта и гайкой, должны быть правильно загнуты и удерживать болт и гайку от проворачивания.
  • расцепного привода положение рукоятки рычага; длину цепи; крепление кронштейна и державки к раме, а также крепление цепи к рычагу и валику подъемника.
  • ударно-центрирующего прибора. Маятниковые подвески (болты) должны быть установлены широкими головками вверх.
  • поглощающего аппарата, который должен плотно прилегать к переднему и заднему упорам. Неприлегание свидетельствует о потере упругости пружин аппарата.
  • клина тягового хомута. Клин должен иметь типовое крепление,
  • Болты, предохраняющие клин от выпадения, должны быть затянуты, а гайки зафиксированы стопорными шайбами. Ширина клина не менее 89 мм, толщина не менее 30 мм, изгиб не более 3 мм. При натянутых автосцепках признаком излома клина является его наклонное положение, а также изогнутые поддерживающие болты.
  • Провисание автосцепки относительно горизонтали допускается не более 10мм, а возвышение автосцепки не более 3мм. Расстояние от упора головки автосцепки до ударной розетки должно быть в пределах 70-90 мм (Ш-1ТМ), 110-115мм (поглощающие аппараты с эластомером). Расстояние от хвостовика автосцепки до розетки по вертикали должно быть в пределах 25 — 40 мм.
  • Разность по высоте продольных осей автосцепок между секциями локомотива не более 50 мм. Разница высоты осей автосцепок по обоим концам локомотива и вагона при выпуске из КР должна быть 15 мм, с других видов ремонта и ТО-2 не более 20мм.
  • При осмотре автосцепного устройства необходимо проверить вручную:
  • свободность перемещения замка. Замок утапливают внутрь автосцепки, после чего он должен свободно выпадать в зев под собственным весом
  • работу центрирующего прибора. Нажатием на корпус автосцепки перемещают его в горизонтальной плоскости на 70 — 100 мм в обе стороны. Корпус автосцепки должен без задержек возвращаться в среднее положение;
  • работу расцепного привода. Кладут рукоятку расцепного рычага плоской частью на горизонтальную полку кронштейна в положение «на буфер». Цепь привода короткая, если не удастся положить рычаг на полку; цепь длинная, если замок своей нижней частью выступает наружу от вертикальной стенки зева;  действие автосцепки на саморасцеп. Нажимая правой рукой на лапу замкодержателя, устанавливают его в рабочее положение на 18-20 мм от торцевой поверхности автосцепки; при нажатии левой рукой на замок он должен перемещаться в пределах 7-20 мм, но не входить внутрь автосцепки;  удержание замка в расцепленном положении. Левой рукой поворачивают балансир валика подъемника до отказа, а затем, нажав правой рукой на лапу замкодержателя, отпускают балансир. Замок должен оставаться внутри автосцепки.